Александр Углов родился и вырос в Ленинграде, занимался исследованиями в области мостостроения, защитил диссертацию. По воле судьбы переехал в США, где продолжал работать инженером в Нью-Йорке. Однако Александр всю жизнь писал пьесы. Две из них поставлены в театрах России и ближнего зарубежья. Драматург “отрывался от мостов”, приезжал в Россию и подолгу сидел в репетиционных залах. Таким образом Александр Углов познакомился с жизнью столичных и провинциальных театров изнутри.
Александр, как родилось Ваше предложение о создании театрального конкурса “Конкурс спектаклей по новой русской пьесе”? В чем его особенности?
В России больше 500 (сколько точно – не знаю) репертуарных и не репертуарных театров. Время от времени они ставят спектакли по новым русским пьесам с оригинальным сюжетом, не имевшим сценической истории (мировые премьеры). Такие спектакли и должны стать участниками предлагаемого мной конкурса. На мой взгляд, российскому театру остро необходим “Конкурс спектаклей по новой русской пьесе”. Назовем его для краткости НК.
Схема работы НК: эксперты составляют лонг-лист по результатам последнего театрального сезона, жюри смотрит спектакли из лонг-листа, составляет шорт-лист (3-5 постановок) и называет победителя.
Также из шорт листа выбираются лучшие режиссер, актеры и т.д. Основными критериями при выборе победителя являются качество пьесы и постановки. Главную награду НК получают вместе – драматург и театр.
Еще одна важная деталь: театры никуда не ездят, жюри оценивает каждого претендента на его родной сцене. Отсюда плюс – НК не требует больших денег. Хотя на процедуру награждения я бы денег не жалел.
Я давно слежу за западной театральной жизнью, в первую очередь Англии и США. Конкурсы, подобные НК, есть в большинстве ведущих театральных стран, причем являются там главными, в то время как в России ничего подобного, вообще, нет.
А как же “Золотая маска”? Ведь в ней участвуют спектакли по современным русским пьесам. Получается, НК будет его дублировать?
Возможно, что какой-то спектакль по новой пьесе будет замечен и отмечен не только НК, но и в "Золотой Маске" или в каком-то другом конкурсе, никакой “драмы” я в этом не вижу, наоборот. А то, что результаты работы НК и "Золотой Маски" совпадать не будут, у меня лично сомнений нет.
Почему?
Достаточно посмотреть на "Золотую Маску" этого года. В лонг-листах “лучший спектакль большой формы” и “лучший спектакль малой формы” всего 28 претендентов, из них только 4 – спектакли по новым русским пьесам. Остальные – классика и инсценировки. Очевидно, шансы этих спектаклей на победу невелики. И этот год не особенный: за всю историю "Золотой Маски" меньше 10% процентов всех номинантов были спектакли по новым русским пьесам с оригинальным сюжетом и лишь 4 из них награждены. И это за 22 года существования "Золотой маски"! Можем ли мы считать, что "Золотая Маска" является зеркалом современной русской драматургии? По-моему, ответ очевиден.
Вам можно возразить: как пишут, так и награждают. Современная русская драматургия “проигрывает” классике.
В "Золотой Маске" классика и новая пьеса рассматриваются в одной номинации. Здесь, на мой взгляд, собака зарыта.
Как сравнивать постановки, скажем, “Гамлета" и “Утиной охоты” понятно: обе пьесы классика, их уже ставили бесчисленное число раз, и давая оценку спектаклю, мы судим не сами пьесы, а работу режиссера и актеров по их современному прочтению.
Сравнение премьер по новым пьесам тоже логично – здесь оценивается качество самих пьес и талант режиссера их “открывшего”. А как сравнивать между собой спектакли “Три сестры” и “Саша, вынеси мусор” (оба номинанты "Золотой Маски" последнего сезона)? На мой взгляд, такое сравнение некорректно. Именно поэтому во всех значимых театральных конкурсах за рубежом классика и новая пьеса разведены по разным номинациям. В той же "Золотой Маске" балет и современный танец судятся и награждаются отдельно, а вот в драме, почему-то, это не так.
Предположим, "Золотая Маска" примет решение ввести новую номинацию “лучший спектакль по современной русской пьесе”. Не окажется ли в этом случае НК лишним?
Мне кажется, ни одному театральному конкурсу никогда не грозит стать “лишним” по определению. Театр, выражаясь витиевато, субстанция эфемерная. Ему, как никакому другому искусству, нужно внимание и признание сегодня. Сейчас. Российский театр страдает скорее от недостатка конкурсов, а не от их избытка.
С этого года "Золотая Маска" ввела новую номинацию “работа драматурга”. Разве это не решит вопрос?
Введение такой номинации, конечно, шаг вперед, хотя ситуацию с оценкой спектаклей по новым пьесам вряд ли изменит.
Если бы вам предложили сделать одно изменение в "Золотой Маске", чтобы это было?
Одно изменение? Не берусь ответить. Ведь "Золотая Маска" не только конкурс, но и грандиозный театральный фестиваль. Впрочем, одно предложение есть. В числе награждённых Золотой Маской “за выдающийся вклад в развитие театрального искусства” есть режиссеры, артисты, художники, администраторы. А как на счет автора “Варшавской мелодии” Леонида Зорина? Вклад внес, и вполне выдающийся. Классик! "Золотая Маска", ау-у!
В России существует множество драматургических конкурсов. Разве их недостаточно, чтобы определить лучшие новые пьесы и "толкнуть" их на сцену?
Да, таких конкурсов много. Их задача – найти среди текущего бумажного вала талантливую пьесу в надежде привлечь к ней внимание режиссеров и театров. А вот “толкнуть на сцену” – с этим сложнее. Из числа победителей до сцены доходят редкие единицы. Причин тому несколько. Это тема для отдельного разговора. Замечу, что окончательный вердикт достоинствам пьесы может дать только сцена, и вот тут НК мог бы пригодиться.
Чем НК может быть полезен российскому театру?
Известный факт: новую пьесу ставят очень мало, а без современной драматургии театр каменеет и превращается в памятник, и никакие изощренные прочтения классики современную пьесу не заменят. НК мог бы влиять на репертуарную политику театров.
Уже одно существование НК станет хорошим стимулом для многих театральных деятелей задуматься: возможно, признание, успех, слава ждут не только интерпретаторов “Дяди Вани” и “Войны и мира”, но и тех, кто имеет талант и смелость найти и поставить новую русскую пьесу о проблемах человека, сидящего в зрительном зале.
Еще одна важная функция НК: пиар русских пьес внутри страны и за рубежом. Не секрет, что доминирование англо-язычной пьесы на мировой театральной сцене объясняется не только ее достоинствами (они очевидны), но и умелой рекламой – театральные конкурсы играют здесь критическую роль.
Вы упомянули зарубежные театральные конкурсы, расскажите о них.
Театральные конкурсы на Западе имеют давнюю традицию. В США самых важных три: “Тони” (театры только Бродвея), “Драма деск” (все театры Нью-Иорка) и Пулитцеровская премия “За лучшую драму” (театры всей страны). Постановки классики и новой пьесы разведены в разные номинации.
Интересен подход к назначению жюри, во всех конкурсах он разный. В “Тони” – это члены театральных союзов: актеры, режиссеры, драматурги, менеджеры, критики, общее число жюри примерно 850 человек (!).
В “Драма деск” в жюри входят исключительно театральные критики и журналисты – около 100 человек (!). В жюри Пулицеровской премии только пятеро: один ученый и четыре театральных критика.
Иногда итоги всех трех конкурсов совпадают. Так в 2008 году первое место получила пьеса "Август: Графство Осейдж" Трейси Леттса. История этих конкурсов – это, по существу, столетняя летопись американского театра и англо-язычной драматургии. В числе номинантов и победителей такие имена как Юджин О’Нил, Артур Миллер, Теннеси Уильямс, Эдвард Олби, Том Стоппард, Мартин Макдонах. При этом важно помнить: награду в номинации “Новая пьеса” получает ее автор вместе с театром.
23 декабря 2016 года