Екатеринбург стал одним из креативных центров России. Театральные проекты всероссийского масштаба живут в столице Среднего Урала в тесноте, но не в обиде. Знаменитый "Реальный театр" и кукольный "Петрушка Великий" честно делят театрально-временное пространство - каждый проходит раз в два года.
В нынешнем, 2016-м, было время "Петрушки…". И все вроде как обычно: 14 постановок от театров России, Белоруссии, Польши, Франции и Чили, выбранных экспертами из ста претендентов, что само по себе говорит о многом. Полные залы театра кукол, Камерного театра, Музея писателей Урала и ТЮЗа, пристрастные обсуждения спектаклей, мастер-классы и образовательные программы. Лишь одно весьма удивило не только зрителей, но и некоторых профессионалов: подросший "Петрушка…" замахнулся на тему, кукольному театру, казалось бы, противопоказанную - Аmor et mortis ("Любовь и смерть"). Хозяин фестиваля, кукольный Петрушка с огромным носом и ухмылкой от уха до уха, получив в свое распоряжение череп, стал похож на принца Датского, но директор театра кукол и "Петрушки Великого" Петр Стражников не увидел в этом ничего особенного:
- Темы "Петрушки…" всегда масштабны. Например, была такая: "Театр кукол: от наивности ребенка до мудрости философа". Искусство театра кукол ведет разговор со зрителями любого возраста о большом, важном, вечном, каким бы ни был сюжет. Даже в "Колобке".
В афише были представлены спектакли для всех возрастов. Зрители утирали слезы или возмущались, требуя положенный в детском театре "счастливый конец", но равнодушным не уходил никто. А это ли не главная задача театра? Специалисты называют уральского "Петрушку..." лабораторией развития жанра и законодателем моды театрального искусства. Но точнее всех сказал критик и член жюри фестивалей "Золотая маска" Владимир Спешков: "Кукольное сердце России бьется в Екатеринбурге".
А вот "Dance-платформа" в списке знаменитых екатеринбургских фестивалей стоит особняком. Она не может похвастать ни тридцатилетней историей, ни охватом широких слоев населения. Этот фестиваль не называют ни лучшим, ни главным, потому что он просто единственный в своем роде. Более того, во всем мире лишь несколько подобных проектов.
"Dance-платформа", которая прошла нынче уже в пятый раз- это проект в поддержку начинающих хореографов, проводимый Екатеринбургским театром оперы и балета и Фондом "Евразия балет". Суть его в том, что молодым постановщикам, артистам дают редкую возможность поработать с профессиональной труппой и представить свою постановку на большой сцене в заключительных гала-концертах. Авторы лучших миниатюр получают право постановки номеров для традиционных Зимнего и Летнего концертов на сцене оперного театра, а кто-то из них будет приглашен на постановку репертуарного спектакля. В этом году за победу боролись девять участников из Барселоны, Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, отобранных из полусотни претендентов.
Важно, что "Dance-платформа" собирает не только молодых хореографов, балетоманов и критиков, но и руководителей российских балетных компаний. И, по мнению последних, работы победителей показывают далеко не лабораторный уровень, отражая интересные поиски новых выразительных средств на стыке классического балета и контемпорари (современный сценический танец).
Традиционный подарок ценителям балетного искусства от "Dance-платформы" - возможность присутствовать на открытой репетиции на сцене оперного театра, причем зрители могли не только наблюдать последние приготовления к премьерам, но и обсудить увиденное с хореографами. Также в программе фестиваля были лекции балетного критика и теоретика Павла Гершензона и одного из ведущих театральных менеджеров России, генерального директора Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Антона Гетьмана.
- "Dance-платформа" всегда открывает что-то новое, - говорит куратор фестиваля Вячеслав Самодуров. - То, что делают мои молодые коллеги, очень важно для развития балетного искусства. Проект этот помогает и публику образовывать - билеты распродаются. Есть ощущение, что Екатеринбург стал одним из креативных центров России в балете.
30 ноября 2016 года