Нынешний XXIV конкурс проходил в Мексике, на сцене театра Degollado в Гвадалахаре. А самый первый в Париже в 1993 году. Состязание в стремлении популяризировать оперу путешествует по мировым мегаполисам, ежегодно меняя прописку. Так, в 2011-м певцы соревновались в Москве. Operalia - самое престижное соревнование молодых оперных певцов в мире. Именно патронат великого испанца неизменно обеспечивает этому турниру безукоризненную репутацию и огромный интерес, как среди обычной публики, так и в кругу профессионалов. При этом конкурс отличается феноменально дружелюбной атмосферой и очень щедрыми (от 10 до 30 тысяч долларов) премиями.
И совершенно уникальной наградой для каждого молодого исполнителя, прошедшего в финал: возможностью поработать над конкурсным репертуаром лично с Пласидо Доминго-дирижером. Ныне он встал за пульт Филармонического оркестра Халиско. Вообще благосклонность самого Доминго, который никогда не входит в состав жюри конкурса, что лично создал, всегда становится отдельной темой в биографии тех певцов, кому повезет быть в числе 40-50 человек, которые выигрывают предварительный отбор при конкуренции не менее 20 заявок на одно место. Доминго присутствует на всех конкурсных прослушиваниях и очень внимательно относится ко всем участниками. И потом он никогда не забывает своих лауреатов, часто приглашая их, особенно девушек, в свои концертные туры по миру.
В жюри по традиции приглашаются лишь директоров крупнейших театров. Исключение одно и такое же традиционное. Оно делается для супруги Пласидо Доминго - Марты, которая сравнительно недавно увлеклась постановкой опер и теперь отрекомендовывается режиссером. Также в партере среди публики обязательно обнаруживаются десятки импресарио без права голоса, но с заманчивыми контрактами в портфелях и готовностью предложить певцам реальную работу по достоинству.
Российским певцам многократно удавалось первенствовать на конкурсе Доминго. Меццо-сопрано Елена Манистина победила в 2002 году, баритон Василий Ладюк - три года спустя, а еще через год успех соотечественников повторила сопрано Екатерина Лехина. В 2009 году чемпионствовали сразу двое россиян - сопрано Юлия Новикова и тенор Алексей Кудря. Следующую, и пока последнюю победу России в 2013 году принесла Аида Гарифуллина.
В последние годы каждая премия согласно регламенту конкурса присуждается и мужчине, и женщине. На сей раз согласно судейскому протоколу тенор Богдан Волков разделил вторую строчку с сопрано Мариной Коста-Джексон, представляющей сразу Италию и США. Сопрано Ольга Кульчинская стала третьей вместе с тенором из Косово Рами Лахай. Победу же праздновали южно-корейский тенор Кионву Ким и сопрано из Франции Эльза Драйзин. И в итоге после двухгодичной паузы, когда нашим певцам не удавалось войти даже в число призеров, сразу двое россиян оказалось в финальной дюжине.
Выпускница Московской консерватории (класс Ларисы Рудаковой) сопрано Елена Стихина - солистка Оперного театра во Владивостоке (ныне Приморской сцены Мариинского театра) удостоилась самой лестной для каждого артиста награды - приза "Зрительских симпатий". А Богдан Волков заслужил вторую премию.
26-летний Волков родился в Донбассе. И из-за военных действий на родине был вынужден обратиться к президенту России Владимиру Путину с прошением предоставить ему гражданство. И за две недели до начала соревнования в Мексике получил российский паспорт. Взявшая "бронзу" Кульчицкая, коллега Волкова по Большому театру, представляла на конкурсе Украину. Но именно в Москве она, как и Богдан, свершила за три года впечатляющий профессиональный рывок.
Вице-премьер правительства Ольга Голодец направила поздравительную телеграмму молодым солистам Большого театра: "От имени правительства Российской Федерации поздравляю солистов Большого театра… с выдающимися достижениями на конкурсе Operalia. Богдан Волков и Ольга Кульчинская показали себя достойными наследниками великой отечественной оперной школы…".
А началось все как в сказке. Осенью 2012 года талант Богдана и Ольги во время своих мастер-классов во Львове заметила завкафедрой сольного пения Академии Хорового Искусства Светлана Нестеренко. И она порекомендовала их в знаменитую уже на весь мир Молодежную Оперную Программу Большого театра под руководством Дмитрия Вдовина. Так, меньше чем за два сезона появились яркие солисты Большого, которые достойно представляют сегодня не только театр, но и всю страну.
10 августа 2016 года