В Петербурге состоялось заседание коллегии министерства культуры, участники которого обсудили реализацию концепции долгосрочного развития театрального дела в России, а также инициативу проведения в России в 2018 году Года театрального искусства.
Место проведения совещания - Мариинский театр - было выбрано не случайно. Министр культуры России Владимир Мединский вручил хозяину встречи, художественному руководителю Мариинского театра Валерию Гергиеву подарок - его гипсовый бюст, выполненный студентами Академии художеств.
- Мы должны сделать все, чтобы после нас, лет через 20-30, россияне не говорили "ах, какой раньше был театр!", так что сегодня следует сосредоточить свои усилия на инвестиции в будущее, - сказал Гергиев.
На примере собственного театра, сумевшего подняться после страшного пожара 2003 года, он говорил о том, что может и должна сделать театральная общественность, правительство России для развития музыкального искусства. Одной из важных тем его выступления стала проблема выравнивания возможностей столиц и провинции. Многочисленные гастроли симфонического оркестра и солистов театра по регионам страны, а также действующая сцена Мариинского театра во Владивостоке уже приносят свои результаты. Фестиваль, который состоится там осенью, станет еще одной важной вехой на этом пути. Гергиев уверен, что во Владивостоке в ближайшее время будет создана своя школа артистов вокального и балетного жанров, способная насытить квалифицированными кадрами самую восточную оперную сцену нашей страны.
Сегодня Мариинский театр зарабатывает неплохие средства (его выручка только от продажи билетов составляет почти два миллиарда рублей в год).
- Коммерция и искусство иногда встречаются, но они не должны становиться "мужем и женой", - сказал Валерий Гергиев. - Самое главное: мы должны чувствовать себя страной, умеющей распорядиться своим богатством, человеческим прежде всего.
Для этого, по мнению Гергиева, необходимо предоставлять детям, школьникам и студентам возможность постигать лучшие образцы театрального и музыкального искусства. В частности, чтобы командировки во Владивосток специалистов Мариинского театра, преподавателей Академии русского балета имени Вагановой не съедали львиную часть бюджета театра, как это происходит сейчас, необходимо заключать договоры о сотрудничестве с компанией-перевозчиком, отельным бизнесом, которые делали бы существенные скидки для артистов и педагогов Петербурга, работающих во Владивостоке. Коллегия Минкульта и Владимир Мединский поддержали это предложение, вынеся решение обратиться к "Аэрофлоту" со специальным обращением.
Заместитель министра культуры Александр Журавский в своем докладе привел немало цифр, доказывающих, что, несмотря на кризис, театральное дело в России сейчас находится на подъеме. К 2015 году по сравнению с 2012 на 10 процентов выросло число зрителей (до 36 миллионов человек). Растет количество театров: если в 1998 году их было 382, то в 2015 году уже 661. По сравнению с 2012 годом на 60 процентов выросло количество гастрольных показов, а число зарубежных гастролей в 2015 году по сравнению с 2010 удвоилось.
Растут и доходы. Выручка от продажи билетов увеличилась за три года (с 2012 до 2015) более чем на 70 процентов.
С удовлетворением министр культуры отметил тот факт, что пройдя через двойное секвестирование бюджета, министерству удалось сохранить уровень зарплат в отрасли.
Особое внимание участники обсуждения темы "инвестиций в будущее" уделили детским театрам и образованию в сфере театрального искусства. Руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра имени Натальи Сац Георгий Исаакян говорил, в частности, о необходимости укрепления системы детских театров: возглавляемое им учреждение могло бы стать методическим центром этой работы. Остановился он и на необходимости внести коррективы в закон "Об образовании", которые вернули бы в сферу искусства систему пятилетнего обучения. Его поддержал ректор Высшего театрального училища имени Щепкина Борис Любимов, который с тревогой отметил нарастающую опасность "выпускать недоучек" при четерехлетней системе бакалавриата. Коснулся Любимов и проблемы кандидатских и докторских диссертаций на творческих специальностях. Сегодняшняя ВАКовская система такова, что в ближайшем будущем театральные вузы могут оказаться без остепененных доцентов и профессоров: руководить дипломниками будет некому.
Участники заседания обсудили план работы коллегии министерства культуры на второе полугодие 2016 года, а также кандидатуры на присуждение премий правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации и претендентов на получение стипендий президента и правительства РФ на 2016/17 учебный год.
24 июня 2016 года