Если существует в театре гамбургский суд, то начало своего отсчета он ведет на улице Рубинштейна в Санкт-Петербурге. В Малом драматическом театре - первом из российских театров, получивших титул "Театр Европы" и постоянную гастрольную прописку за рубежом. И единственном на сегодняшний момент русском театре, которому на протяжении всей театральной эры Льва Додина удается не только глубоко чувствовать и максимально точно передавать масштаб и уровень явлений, но и доказывать - каждый вечер, с каждым третьим звонком и до последнего выхода додинских артистов на поклоны, что душа, кажется, все-таки существует.
Лев Додин триумфально поставил почти все пьесы Чехова. Увлек за собой в миры Достоевского и Платонова. Открыл для театра "деревенскую прозу" и пронзительную, до слез, до нетеатральных рыданий и спазмов в горле правду "Братьев и сестер" Федора Абрамова. Заставил зазвучать в полную силу "Московский хор" Петрушевской и ушел на такие глубины Гроссмана, что "Жизнь и судьба" стала и вехой, и судьбой не только для Малого драматического театра - для всей театральной страны. К "Гамлету" Лев Додин готовился больше тридцати лет, совершив путешествие через "Короля Лира" и "Бесплодные усилия любви" в Петербурге, пройдя через "Отелло" Верди во Флоренции. И решив взять, в конце концов, в соавторы к Шекспиру Саксона Грамматика, Рафаэля Холиншеда и Бориса Пастернака, - право редактировать и дописывать "Гамлета" он, пожалуй, единственный заслужил.
Хроника додинских спектаклей последних лет (2016 год - "Гамлет"; 2015 - "Братья и сестры. Версия 2015"; 2014 - "Вишневый сад" и новая редакция "Gaudeamus" по Каледину; 2013 - "Враг народа" Ибсена; 2012 - "Коварство и любовь" Шиллера; 2011 - "Портрет с дождем" Володина) ведет к событию, которое ознаменует новый географический этап в жизни русского театра.
В 2018-м году должно завершиться строительство Новой сцены академического Малого драматического театра - Театра Европы. Но в данном случае строят не просто новое театральное пространство - возводят Театр-Дом, Дом-Театр, "Малую драматическую деревеньку" в центре Санкт-Петербурга, на 21 тысяче квадратных метров, с домиками вокруг главного Дома-сцены. Архитектурная концепция, по выражению одного из авторов проекта Александра Боровского, художественная и человеческая: "Зал и сцена - место, где люди проводят практически 24 часа. Без окон. Понять, что там, на улице, практически невозможно, поэтому все домики будут соединены между собой стеклянными переходами, чтобы в течение 24-х часов работнику театра можно было бы все-таки понять, на улице день или ночь, зима или осень, солнце или дождь…".
Спектакли Льва Додина отмечались многими государственными и международными премиями и наградами. Премией Президента России в 2001 году, орденами "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени, независимой премией "Триумф", премией Станиславского, "Золотыми масками", премией Лоуренса Оливье, итальянской премией Аббиати, - список длинный, впечатляющий. 1986, 1993, 2003 годы в нем красной строкой отмечены Государственными премиями: СССР и России. В 2016 году это будет четвертая Госпремия Льва Додина. И дай Бог сил и здоровья - не последняя.
17 июня 2016 года