Благодаря ему каждый знает, что по ту сторону тумана всегда ждёт чай с малиновым вареньем. Сегодня Юрий Норштейн отмечает 70-летие. Сам автор «Ёжика в тумане» уверен, что его судьбу решил…троллейбус. Подойди он на пять минут позже, выпускник двухгодичных курсов мультипликаторов опоздал бы в отдел кадров «Союзмультфильма». Норштейн успел – и стал последним, у кого в 1961 году приняли заявление о приёме на легендарную киностудию.
Его режиссерский дебют пришелся на «25-е, первый день». Пожалуй, это единственная работа Норштейна, в которой, так ярко выражены два несвойственных его лентам цвета – кровавый красный и холодный серый. В приуроченном к 50-летию октябрьской революции мультфильме-плакате музыку Шостаковича он соединяет с авангардной живописью 20-х годов. В «Сече при Керженце» он использует мотивы русской фресковой живописи XV века. Норштейн с детства увлечен изобразительным искусством. Но в художественный ВУЗ после школы Норштейна не взяли. Позже узнает, педагоги тогда сочли, что его уже нечему учить.
Норштейн-аниматор сделал более 30 мультфильмов. Норштейн-режиссер за количеством никогда не гнался. Работает долго - ищет точный образ. Образ легендарного «Ежика в тумане» возник не сразу, для художника было важно придумать простого, но запоминающегося персонажа, не похожего ни на одного другого мультяшного ежика.
Философский мультфильм станет культовым не только в нашей стране. В Токио «Ежик в тумане» назовут лучшей анимационной лентой всех времен и народов. Таким же титулом, правда, теперь уже в Лос-Анджелесе удостоят и «Сказку сказок». Сам Норштейн как-то признался, что этот мультфильм, название которого позаимствовано из любимого стихотворения Назыма Хикмета – самый автобиографичный.
Сны и детские рисунки – источник его вдохновения. Норштейн уверен – дети куда более метафорично воспринимают мир. Каждый его фильм, по сути, тоже состоит из метафор. Он создает особый мир, при этом восхищаясь всем, что окружает его в мире земном.
Своеобразный юбилей в этом году и у незавершенной «Шинели». Над этой лентой режиссер работает уже тридцать лет. Гоголевскую повесть прочел еще в детстве, признается, что испытал тогда неимоверный ужас. Еще не выйдя на экраны, его «Шинель» уже обросла мифами и даже получила премию на фестивале в Монреале. Но мастер не спешит – опять ищет точный образ.
15 сентября 2011 года