ГУСЬКОВ
Алексей Геннадьевич
Заслуженный артист России (2001)
Родился 20.05.1958, г. Бжега, Польша
Лауреат Государственной премии РФ за исполнение роли Никиты Голощёкина в сериале "Граница.
Таёжный роман" (2002)
Приз "За лучшую мужскую роль" на Венецианском фестивале телевизионных фильмов за фильм "Мусорщик"
Детство
Алексей Гуськов родился 20 мая 1958 года в Польше в городе Бжега в семье военного летчика.
До шести лет он прожил в Польше, а потом его семья переехала в Киев.
Когда Алексею было 7 лет, его отец погиб "при исполнении служебных обязанностей".
Алексей Геннадьевич вспоминает: "Я рано потерял отца, в семь лет. От меня скрывали, что он погиб,
но я нашёл траурную телеграмму. Точно помню, что у меня буковки сквозь слёзки плясали, потому что
там я прочитал: "…тр…гически погиб". И вот эта буква "а" упала, и мне так было обидно!..".
Мама постаралась сделать так, чтобы семья ни в чём не нуждалась, и у сына не было ощущения неполноценной
семьи. "Мы всегда отмечали праздники, - рассказывает Алексей Гуськов. - Часто ездили в Архангельск.
Я ведь по корням помор - там жили родители и папы, и мамы. Недавно я был на архангельском фестивале
"Сполохи" и в музее нашёл свою родословную, составленную по церковным книгам".
С детства Алексей рос физически крепким мальчишкой. Он занимался в футбольной школе, потом увлекался
тяжелой атлетикой, академической греблей, баскетболом.
Выбор профессии
В первый раз Алексей задумался об актерской профессии в девятом классе.
Он вспоминает: "Математичка, очень театральная женщина, так сказала: "Алексей, у тебя хорошая фактура".
Я даже затаился: "Что это такое - фактура?" А дальше она сказала: "Ты бы мог попробовать поступить в
театральный ВУЗ". Ну и всё. Но это тоже куда-то запало…".
Мама отнеслась к выбору сына спокойно. Она вообще старалась не подталкивать сына к выбору какой-то
конкретной профессии, действовала по принципу "Уважать выбор детей". Как рассказывает сам актер,
"Мама, помню, однажды только, когда я уже в классе девятом учился, произнесла такую фразу:
"Сынок, приобрети сначала ПРОФЕССИЮ, а потом уже иди в театр".
Но это было не неуважение, а… в общем, понимание нестабильности этого дела, актёрского".
Учеба
После окончания школы Алексей поехал в Москву, где поступил в МВТУ имени Баумана.
Там он проучился четыре года, одновременно занимаясь в студенческом театре.
В то время театральная Москва была чрезвычайно богата на премьеры - "Соло для часов с боем" и "Серсо"
Анатолия Васильева, "Дон Жуан" и "Женитьба" Эфроса. Алексей под впечатлением увиденных спектаклей и,
особенно, увиденной на сцене игры замечательного актера Алексея Петренко принял решение бросить учебу в
Бауманском училище и сменить профессию. В 1979 году он подал документы в Школу-студию МХАТ и поступил
с первого раза.
Алексей был зачислен на курс В. Монюкова. О своих учителях актер отзывается с теплотой:
"У меня были замечательные учителя: Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Кира Головко, Софья Пилявская.
Я считаю себя актёром "мхатовской школы". У Станиславского написано, что нужно идти от себя, от своих
чувств, от своих обид, от своих радостей, от того, что ты пережил в жизни, что тебе знакомо, чтобы не
соврать. Но вторая часть его слов звучит так: "От себя и как можно дальше". Я стараюсь дальше идти,
чтобы создать, вылепить образ".
Театр
Окончив в 1983 году учебу в Школе-студии МХАТ, Алексей Гуськов пришел в Московском драматическом театре
им. А.С. Пушкина. Первую роль он сыграл в спектакле "Я - женщина" по пьесе Виктора Мережко.
Его герой был влюблён в главную героиню, которую играла Вера Алентова.
В 1986 Алексей Гуськов перешел в Театр на Малой Бронной. В том же году он написал пьесу "В лесу"
по мотивам произведений Леонида Андреева, по которой был поставлен спектакль.
Затем Гуськов работал в театре "Детектив" (1988-1991), Театре им. Н.В. Гоголя (1991-1994).
В 1994 году актер вновь вернулся Московский драмтеатр им. А.С. Пушкина, где начинал свою карьеру.
А с 2003 года работает в МХАТе им. Чехова.
Из-за чего же актер так часто менял свое место работы? Алексей Геннадьевич объясняет это так:
"У меня были периоды, когда я сбегал в другие театры. Не мог сидеть и ждать ролей.
Для актёра невостребованность губительна. По-моему, Александр Калягин однажды сказал в интервью,
что когда он на сцене начинал думать о посторонних вещах, например, о котлетах, профессия заканчивалась. Появлялось ощущение бессмысленности. А с этим ощущением нельзя ни работать, ни жить. Я не хотел думать на сцене о котлетах. И если не получал достойную работу в своём театре, уходил".
Заложник образа
Практически одновременно с дебютом в театре Алексей Гуськов дебютировал в кино, сыграв в мелодраме
Ильи Фрэза "Личное дело судьи Ивановой" (1985). А первой большой работой в кино стала роль в драме
Наталье Киракозовой "Дикий пляж" (1990).
Через год на экраны вышла детективно-психологическая драма "Волкодав", где Алексей Гуськов сыграл
бандита Шурика Волкова. Этот фильм на какое то время закрепил за Гуськовым амплуа бандита,
что совершенно не устраивало актера.
В 1995 году Алексей Гуськов в очередной раз сыграл бандита в российско-польском вестерне Марека Новицки
"Золотое дно", после чего на три года оставил кинематограф.
Алексей Геннадьевич вспоминает: "С 95-го по 98 год я вообще не снимался.
Меня добил один польский режиссёр. Хороший режиссёр, не буду его называть, но я играл очередного
какого-то бандита типового. После "Волкодава" я никак не мог выкрутиться из этого амплуа.
Так вот, он меня просил: сделай "шэлюсть" пострашнее. Я говорю: "Не надо пострашнее".
Ну, наверное, назрел у меня уже некий кризис жанра, тупик. "Русская культура, - говорю, -
она уж если и пугает, то не страшной челюстью всё-таки. Это с душой должно быть связано, с муками героя".
А он говорит: "Ничего, не надо мучиться, у нас здесь боевик, а у тебя такая, такая, ну вот…"
"Рожа, - подсказываю. - Ну да, я знаю, если я её сделаю страшной, дети пугаться будут".
А он: "Ну вот, мне больше ничего и не надо!" "К сожалению, - отвечаю, - мне надо".
А картина получилась ничего, боевичок - его часто показывают".
Всенародная известность
В 1998 году Алексей Гуськов вернулся в кинематограф, снявшись в психологическом триллере
Георгия Шенгелия "Классик". "Я только с 98 года начал понимать, что в кино так же можно создавать образ,
как и в театре. Понял, что и в кино можно уходить от своих психофизических данных, а не носить лицо
из одного фильма в другой. Я увидел, что могу это делать, - и мне стало необыкновенно интересно работать
в кино" - говорит актер.
В 2000 году на экраны страны вышел многосерийный фильм Александра Митты "Граница. Таежный роман".
Алексей Гуськов сыграл в этом фильме офицера-пограничника Никиту Голощекина. Казалось бы простой сюжет -
лучший друг Голощекина Иван влюбляется в его жену, очаровательную докторшу Марину. Но дело происходит в
маленьком гарнизоне на границе с Китаем. Разгораются нешуточные страсти…
Благодаря восхитительной игре Алексея Гуськова, его отрицательный персонаж Никита Голощекин для многих
стал даже более привлекательным чем положительные персонажи Марата Башарова и Михаила Ефремова.
С выходом фильма, исполнители главных ролей Алексей Гуськов, Ольга Будина, Марат Башаров и другие в
одно мгновение стали необычайно популярными и всенародно любимыми.
На волне популярности вышел фильм Георгия Шенгелия по мотивам повести Ивана Охлобыстина "Мусорщик",
где Алексей Гуськов сыграл главную роль - человека, который поставил крест на своей прежней профессии
киллера, переехал из столицы в провинцию (съемки проходили в Ярославле) и стал работать дворником.
"Меня больше всего занимало в этой истории то, что главным человеком в городе оказался человек,
который убирает мусор, - говорит актер. - Наверное, это так и есть. Представляете, что бы с нами было,
если бы у нас грязь на улицах не убирали? К моему герою и отношение окружающих соответствующее.
Он вхож в круги городской элиты. С ним общается мэр, здоровается главный банкир города.
И это объясняется отнюдь не его устрашающим прошлым".
Надо сказать, что у режиссера был план снять в главных ролях нераскрученных актёров.
Гуськов и был таким, когда снимался у него в авантюрной драме из жизни бильярдистов "Классик",
но после выхода "Границы..." его знала уже вся страна. Георгий Шенгелия даже поругался с Гуськовым
по этому поводу: на дешёвую сериальную известность-де потянуло?
Последние работы в кино
В последние годы Алексей Гуськов снимается много и интересно.
В 2003 году зрители увидели его в роли приемщика металлолома Прохорова в сериале "Участок".
А в 2005 году на экраны выйшла российско-австрийская картина
"Рагин" - вольная фантазия на тему чеховской "Палаты No 6" молодого,
но уже состоявшегося театрального режиссера Кирилла Серебренникова.
Алексей Гуськов, рассказывая о фильме, неоднократно подчеркивает,
что тот снимался по оригинальному сценарию. "Чехов описывает трагедию одного человека.
Мы же попытались создать фильм, идея которого - показать истоки всех трёх русских революций, -
говорит Алексей Гуськов. - В то время как у Чехова пациенты и второстепенные герои изображены
довольно схематично, у нас они представляют все слои той, буржуазной, России,
а сам Рагин - символ деградации русского духа".
Фильмография:
1985 Личное дело судьи Ивановой
1986 Плюмбум, или Опасная игра
1990 Дикий пляж
1991 Волкодав
1991 Жертва для императора
1993 Бездна, круг седьмой
1993-1999 Дорога в рай - (Германия-Россия) - актер, продюсер
1994 Горячев и другие - сериал
1994 День обаятельного человека
1995 Золотое дно - (Польша-Россия)
1995 Одинокий игрок
1997 Клубничка - сериал
1998 Классик
1999 Простые истины - 1 - сериал
1999 Простые истины - 2 - сериал
2000 Граница. Таежный роман - актер, продюсер
2000 Граница. Таежный роман. Послесловие - продюсер
2000 Редакция - сериал
2001 Подозрение - сериал
2001 Мусорщик - актер, продюсер
2002 Смерть Таирова
2001 Воровка - сериал - продюсер
2002 Раскалённая суббота - актер,Продюсер
2002 По ту сторону волков - сериал
2002 Дневник убийцы - сериал
2003 Вовочка - актер, продюсер
2003 Охота на изюбра - сериал
2003 В мечтах забудь свои тревоги...
2003 Участок - сериал
2004 Рагин
2004 Узкий мост
2004 Слова и музыка
2005 Турецкий гамбит
2006 Русские деньги